Невельская межрайонная прокуратура информирует

20 июня 2017

 

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 21 разъяснено
применение судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел.
Меры процессуального принуждения при рассмотрении административных дел должны быть соразмерными нарушению, применяться с учетом обстоятельств нарушения и положения участника процесса.
В целях обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел Пленумом Верховного Суда РФ даны, в частности, следующие разъяснения.
В случае неисполнения участниками судебного процесса и иными лицами процессуальных обязанностей (злоупотребления процессуальными правами) для осуществления надлежащего руководства судебным процессом может требоваться применение мер процессуального принуждения - действий, совершаемых судом в отношении лиц, нарушающих установленные в суде правила и препятствующих осуществлению административного судопроизводств.
При этом под нарушением установленных в суде правил следует понимать неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных КАС РФ и/или возложенных судом на определенное лицо (например, обязанностей добросовестно пользоваться процессуальными правами, явиться в судебное заседание, представить доказательство).
Поскольку одно нарушение может служить основанием для применения лишь одной меры процессуального принуждения, не допускается применение мер процессуального принуждения за одно нарушение и к органу государственной власти (организации) и к руководителю данного органа (организации).
Мера процессуального принуждения в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства выражается в ограничении в разумных пределах времени его выступления. Данная мера применяется в случаях выступления такого лица по вопросам, не имеющим отношения к судебному разбирательству, то есть не связанным с административным делом в целом либо с отдельным рассматриваемым судом заявлением (ходатайством) по данному делу, например заявлением об отсрочке исполнения решения суда или о распределении судебных расходов.
Участник судебного разбирательства, нарушающий установленное судом ограничение, может быть лишен слова после того, как его выступление было ограничено судом во времени, и соответствующее время истекло.
Основаниями для лишения слова также являются такие совершенные в ходе выступления участника судебного разбирательства действия (бездействие), как нарушение последовательности выступлений, двукратное неисполнение требований председательствующего, допущение грубых выражений или оскорбительных высказываний либо призывы к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.
Срок действия таких мер, как ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова, удаление участника судебного разбирательства из зала судебного заседания на часть времени его проведения, то есть на определенный этап судебного разбирательства, назначается судом в соответствии с принципом разумности, предполагающим учет существенности нарушения, характера вины лица, его совершившего, и обстоятельств совершения нарушения.
Под неуважением к суду понимается совершение действий (бездействие), свидетельствующих о явном пренебрежении к установленным в суде правилам поведения (например, использование в тексте поданного в суд процессуального документа неприличных выражений, не оскорбляющих участников судебного разбирательства, лиц, содействующих осуществлению правосудия, суд; не обусловленное изменением обстоятельств дела или другими объективными причинами неоднократное заявление одного и того же ходатайства, в отношении которого уже вынесено и оглашено определение суда). При этом не должны квалифицироваться в качестве неуважения к суду такие действия (бездействие), ответственность за совершение которых предусмотрена иными нормами процессуального законодательства (например, непредставление истребуемых судом доказательств, неявка надлежащим образом извещенного лица, явка которого была признана судом обязательной, в судебное заседание), а также такие действия (бездействие), которые влекут уголовную ответственность.

2. Невельская межрайонная прокуратура информирует:

МВД России утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения
В указанный перечень включены:
международные договоры РФ и акты органов ЕАЭС;
Федеральные законы;
Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ;
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, а также иные нормативные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством РФ (в частности, ГОСТы), подлежащие применению при осуществлении деятельности, связанной:
- с эксплуатацией (ремонтом и содержанием) автомобильных дорог;
- с эксплуатацией транспортных средств или оказанием транспортных услуг.

3. Невельская межрайонная прокуратура информирует:
Закон об ответственном обращении с животными подготовлен ко второму чтению
Речь идет о Проекте Федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (текст ко второму чтению)
Положения настоящего законопроекта не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, в том числе объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, водным биологическим ресурсам, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям, связанным с использованием собак охотничьих пород и ловчих птиц при осуществлении охоты, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.
Законопроект включает в себя, в частности, понятийный аппарат, устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными, регламентирует требования к содержанию и использованию животных, устанавливает требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Законопроектом предполагается его вступление в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июня 2018 года.
Кроме того, переходными положениями предусматривается, что животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 июня 2018 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.
Предусматривается также, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны будут получить лицензию на ее осуществление до 1 июня 2020 года. После 1 июня 2020 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

4. Невельская межрайонная прокуратура информирует:
В помещениях детских дошкольных учреждений нежелательно использовать светодиодные источники освещения при организации систем искусственного освещения.
Об этом идет речь в письме Роспотребнадзора от 22.05.2017 N 01/6355-17-23 «О возможности использования светодиодного освещения».
В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.
В частности, сообщается, что по результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.
Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" также не содержат ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.
Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений.

5. Невельская межрайонная прокуратура информирует:
Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ пункт 1 части третьей статьи 31 УПК РФ, в той мере, в какой во взаимосвязи с частью второй статьи 57 и частью второй статьи 59 УК РФ им исключается рассмотрение в системе действующего правового регулирования верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом уголовных дел по обвинению женщин старше восемнадцати лет в совершении преступления, предусмотренного частью пятой статьи 228.1 УК РФ, притом что уголовные дела по обвинению мужчин в совершении таких преступлений при тех же условиях подлежат рассмотрению судом данного уровня.
Это означает, что уголовное дело по обвинению женщины в любом из преступлений, в качестве санкции за совершение которых соответствующей статьей (частью статьи) УК РФ предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, - притом что уголовное дело по обвинению мужчины в совершении такого преступления при тех же условиях подлежит рассмотрению в системе действующего правового регулирования верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом, - также должно рассматриваться судом данного уровня.
Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит внести в УПК РФ изменения, обеспечивающие женщинам наравне с мужчинами, уголовные дела которых при тех же условиях подлежат рассмотрению верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом, реализацию права на рассмотрение их уголовных дел судом данного уровня на основе принципов юридического равенства и равноправия и без какой бы то ни было дискриминации.
Подробнее ознакомиться с указной информацией можно в тексте Постановления Конституционного Суда РФ от 06.06.2017 N 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда».

6. Невельская межрайонная прокуратура информирует:
Законопроект об отказе "авиадебоширам" в воздушной перевозке принят во втором чтении.
Речь идет о Проекте Федерального закона N 49153-6 «О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ во II чтении 07.06.2017).
Согласно законопроекту:
перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении такого договора пассажиру, если он внесен данным перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена;
в случае невыполнения законных распоряжений командира воздушного судна, хулиганства на борту воздушного судна либо совершения из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации воздушного судна, командир воздушного судна информирует в письменной форме руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика (копия документа, которым командир воздушного судна информирует руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика, вручается пассажиру до покидания им воздушного судна);
решение о включении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, принимается на основании вступившего в законную силу постановления о назначении лицу соответствующего административного наказания либо вступившего в законную силу приговора суда;
в заключении договора воздушной перевозки не может быть отказано пассажиру, внесенному в реестр, в определенных случаях (в том числе в случае, если этот пассажир сопровождает пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту лечения или обратно, либо направляется к месту погребения члена семьи или близкого родственника, или обратно, что подтверждается документально, и др.);
командир воздушного судна имеет право по прибытии на ближайший аэродром передать правоохранительным органам лицо, которое своими действиями создает непосредственную угрозу безопасности полета и отказывается подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

7. Невельская межрайонная прокуратура информирует: основания, условия и последствия рассмотрения уголовного дела в особом порядке.
Разрешение судом уголовного дела в особом порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ, является процессуальным правом обвиняемого и ни при каких обстоятельствах не может последовать вопреки его воле. Особый порядок может иметь место только в том случае, если обвиняемый согласился с обвинением и лично направил в суд ходатайство о постановлении приговора без проведения полноценного судебного разбирательства. При этом, как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 5 декабря 2006 г. N 60 "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел", согласие обвиняемого с обвинением означает согласие с фактическими обстоятельствами содеянного, формой вины, мотивами, юридической оценкой (квалификацией), а также характером и размером причиненного вреда
Условия применения:
1. категория преступления - допускается только по делам о совершенных совершеннолетними преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы. В соответствии со ст. 15 УК РФ речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также о тяжких преступлениях. По делам об особо тяжких преступлениях особый порядок исключен при любых обстоятельствах.
К объективным процессуальным условиям относятся:
2. согласие на применение соответствующей процедуры государственного обвинителя и потерпевшего, а также частного обвинителя по делам частного обвинения;
3. проведение консультации обвиняемого с защитником до заявления им ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением, а также присутствие защитника во время заявления ходатайства.
Субъективными являются два условия применения особого порядка принятия судебного решения:
4. добровольность соответствующего ходатайства обвиняемого, что, разумеется, предполагает добровольный характер его согласия с предъявленным обвинением (добровольное признание вины). Физическое или психическое принуждение обвиняемого к признанию вины и заявлению ходатайства, от кого бы такое принуждение ни исходило, приводит к категорической недопустимости применения особого порядка судебного разбирательства.
5. осознание обвиняемым характера и последствий заявленного ходатайства. Суд обязан удостовериться в этом (п. 1 ч. 2 ст. 314 УПК РФ). При наличии у него сомнений в осознанности действий обвиняемого применение особого порядка законом также не допускается.
Каждое из названных пяти условий является обязательным. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность рассмотрения судом уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 УПК РФ, и приводит к его рассмотрению в общем порядке.
По сути, особый порядок заключается лишь в том, что судебное следствие не проводится и доказательства по делу судья не исследует непосредственно в судебном заседании, ограничиваясь изучением письменных материалов дела.
В то же время на основании ч. 5 ст. 316 УПК РФ по инициативе сторон либо судьи могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, когда такая необходимость возникает в целях определения справедливого вида и размера наказания (его индивидуализации) в пределах, установленных законом.
При этом признавший вину обвиняемый имеет две льготы, которых лишены по аналогичным делам другие подсудимые (вину не признающие). Во-первых, наказание, назначаемое обвинительным приговором, не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного уголовным законом за совершенное преступление. Во-вторых, с подсудимого не подлежат взысканию процессуальные издержки, установленные ст. 131 УПК РФ.

8.Невельская межрайонная прокуратура информирует:
Определен перечень опасных производств и порядок приостановления их функционирования на время проведения в России Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу.
Об этом сказано в Постановлении Правительства РФ от 09.06.2017 N 689 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».
Речь идет об организациях и опасных производствах, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества.
Утвержденный перечень включает 7 категорий организаций, в том числе:
организации, эксплуатирующие объекты, отнесенные в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов;
эксплуатирующие организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии";
организации, осуществляющие деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Запрет не распространяется на перечисленные категории организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Приостановление деятельности организаций осуществляется путем временного (на период введения усиленных мер безопасности) прекращения работ и операций, связанных с повышенной опасностью и несущих риски возникновения аварийных ситуаций, на конкретных производственных участках (на площадках, в цехах), в зданиях, сооружениях, на оборудовании, агрегатах и иных объектах.
Временное прекращение работ осуществляется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации, согласованным с межведомственным оперативным штабом по обеспечению безопасности в период проведения в чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций либо созданными в соответствующих субъектах РФ оперативными штабами по обеспечению безопасности.
Приказ и мотивированное предложение рассматриваются на заседании межведомственного оперативного штаба либо оперативного штаба в субъекте РФ. Результаты рассмотрения оформляются решением межведомственного оперативного штаба либо оперативного штаба в субъекте РФ.
Организация составляет акт о временном прекращении работ, который подписывается руководителем организации. Копии приказа и акта о временном прекращении работ направляются организацией в межведомственный оперативный штаб либо оперативный штаб в субъекте РФ, а также в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в отношении соответствующего опасного объекта.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

9. Невельская межрайонная прокуратура информирует:

Минкомсвязи России утверждены правила формирования сайта о ситуации на автомобильных дорогах (безопасныедороги.рф).
Формирование сайта осуществляется Минкомсвязи России на основании информации, представляемой федеральными и региональными органами исполнительной власти и организациями, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.09.2016 N 893, и информации, предусмотренной соглашениями о взаимодействии с поставщиками информации.
Размещению на сайте подлежат, в частности, следующие сведения:
- информация о ДТП: общие сведения, место совершения, вид и схема ДТП, сведения о транспортном средстве и об участниках;
- информация о мероприятиях, необходимых для устранения причин и условий, способствующих совершению ДТП, на автомобильных дорогах: сведения о дорогах федерального значения, проводимые работы по реконструкции и ремонту; места концентрации ДТП;
- информация о зонах ответственности и контактных телефонах медицинских организаций, расположенных вдоль автомобильных дорог;
- информация о местах дислокации и контактных телефонах пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований;
- информация о факторах, влияющих на состояние безопасности дорожного движения, о мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных ситуациях на объектах дорожного хозяйства; о метеостанциях;
- информация о состоянии дорожного движения, размещенная на сайте участниками дорожного движения и иными заинтересованными лицами.
Информация, поступившая от поставщиков, размещается на сайте в течение 1 рабочего дня со дня ее поступления.