Легализация трудовых отношений

12 июля 2017

Легализация трудовых отношений
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение которого является обязательным условием при приеме на работу (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
Нередко среди индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств выявляется оформление трудовых отношений посредством гражданско-правовых договоров, несмотря на то, что с 1 января 2014 года заключение гражданско-правовых договоров между работником и работодателем, фактически регулирующих трудовые отношения не допускается (статья 15 Трудового кодекса РФ).
Индивидуальные предприниматели обязаны официально трудоустраивать работников, так как являются такими же работодателями, как и юридические лица.
Согласно статье 20 Трудового кодекса РФ работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Физическими лицами по трудовому законодательству, являются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели), а так же физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключённого с работником трудового договора. Приказ (распоряжение) о приёме на работу объявляется работнику под роспись в трёхдневный срок со дня фактического начала работы.
Кроме того, работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (статья 66 Трудового кодекса РФ).
Статья 309 Трудового кодекса РФ обязывает работодателей – физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, вести трудовые книжки на каждого работника.
Согласно пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Распространенным способом ущемления прав работников является практика выплаты работникам части (обычно большей) зарплаты в конверте, так называемую «серую» заработную плату. Значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть заработной платы выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах, либо выплачивают полностью в конвертах.
Сокрытие сумм реально выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями суммы страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд, ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объеме.
Негативные последствия для работника, получающего «серую» заработную плату:
• получение лишь «белой», то есть «официальной» части зарплаты в случае любого конфликта с работодателем;
• неполучение в полном объеме отпускных, расчетных при увольнении;
• оплата больничного листа, исходя из «белой» части заработной платы;
• почти полное лишение социальных гарантий, связанных с сокращением, обучением, рождением ребенка;
• отказ получения необходимого кредита в банке;
• отказ в выдаче визы;
• назначение трудовой пенсии из расчета официальной зарплаты;
• административная ответственность за незадекларированные доходы;
• отсутствие компенсации в случае производственного травматизма и т.д.
Негативные последствия для работодателя, не заключающего с работниками трудовые отношения:
1. наложение административного штрафа (статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
1.1. за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем – наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
• на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
1.2. за совершение вышеуказанного административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – наложение административного штрафа:
• на граждан в размере пяти тысяч рублей;
• на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
• на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
2. невозможность участия в государственных программах, государственной поддержке;
3. невозможность получать займы, кредиты и другую поддержку государства;
4. невозможность привлечь работника к ответственности за несоблюдение трудовой дисциплины, обеспечить сохранность материальных ценностей и т.п.
В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса РФ государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства на всей территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда (Роструд). На территории Псковской области такие полномочия исполняет Государственная инспекция труда в Псковской области.
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда, на работодателя может быть наложен административный штраф:
• на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
• на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей).
Учитывая вышеизложенное, работодатели обязаны при приёме на работу заключать с работниками трудовые договоры, вести их трудовые книжки, что позволит работникам иметь право на «социальный пакет», а так же в будущем рассчитывать на трудовую пенсию.
Для решения вопросов по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы, обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также легализации трудовых отношений граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в муниципальном образовании «Невельский район», создана межведомственная комиссия по вопросам осуществления контроля за полнотой и своевременностью платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, выплаты заработной платы, а также легализации трудовых отношений граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в МО «Невельский район».
Межведомственная комиссия проводит выездные мониторинги соблюдения трудового законодательства индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими трудовую деятельность на территории Невельского района.
Также межведомственной комиссией проводятся заседания не реже одного раза в квартал с приглашением заинтересованных лиц, на которых рассматриваются следующие вопросы:
• о задолженности по НДФЛ предоставленной межрайонной ИФНС России № 6;
• о страхователях, представивших в территориальные органы Пенсионного фонда РФ нулевые формы РСВ-1.